Октябрь
Методические рекомендации по проведению второго занятия
из цикла «Уроки Фемиды» в 3-4 классах учреждений общего среднего образования
Тема: Правила поведения на дороге
Цель: Изучение правил дорожного движения, формирование ответственности учащихся за поведение на дороге.
В проведении классного часа предлагается использовать информационные материалы, размещенные на Детском правовом сайте (www.mir.pravo.by). Предполагается, что у каждого классного руководителя есть возможность на уроке выйти в интернет. Если такой возможности нет, можно собрать учащихся по параллелям в одном кабинете или актовом зале и провести классный час по единой теме «Правила поведения на дороге».
Маршрут поиска информационных материалов: Детский правовой сайт – раздел «Правовая библиотека» – Юридическая азбука – Азбука дорожной безопасности – Юным участникам дорожного движения.
Предлагаемые материалы адаптированы для учащихся 3-4 классов. Классным руководителям необходимо заранее с ними ознакомиться и отобрать нужное количество вопросов, которые возможно осветить за 45 минут классного часа.
Например, рассмотреть с учащимися следующие вопросы: «Юным пешеходам», «Стань заметней на темной дороге», «Как переходить дорогу», «Правила пользования общественным транспортом» и не рассматривать «Опасные ситуации» и «Юным пассажирам».
Также в разделе сайта «Игры и конкурсы» размещена игра «Дорога в школу», которую можно использовать в работе классного руководителя, при наличии компьютерной техники, либо предложить детям поиграть в игру дома вместе с родителями.
Ход занятия
Классный руководитель: Ребята, сегодня на классном часу мы будем говорить с вами о правилах поведения на дороге. Многие из вас ходят в школу и после занятий домой одни, без сопровождения взрослых. Поэтому вы сами несете ответственность за свою безопасность на дороге, а также безопасность других участников дорожного движения.
Изучать правила дорожного движения мы будем, путешествуя по страничкам Детского правового сайта.
Заходит на Детский правовой сайт, открывает вкладку «Юным участникам дорожного движения»
На детском правовом сайте, ребята, вы можете найти для себя очень много нужной и полезной информации, а мы сегодня изучим правила поведения на дорогах.
Итак, что должны знать юные пешеходы.
Открывает вкладку на страничке сайта «Юным пешеходам», читает, комментирует, останавливается на некоторых моментах, обсуждает с учащимися их права и обязанности.
Затем открывает следующие вкладки и таким же образом освещает вопросы по теме: «Стань заметней на темной дороге», «Как переходить дорогу», «Правила пользования общественным транспортом».
Ребята, сегодня мы с вами получили новую информацию и закрепили ранее полученные знания по правилам поведения на дороге и дорожной безопасности. Также мы с вами запомнили обязанности пешеходов. Помните, от того насколько внимательными вы будете на дороге, зависит ваша жизнь и жизнь других участников дорожного движения. Соблюдайте правила дорожного движения, берегите себя!
Методические рекомендации
по проведению второго занятия из цикла «Уроки Фемиды»
в 5-6 классах учреждений общего среднего образования
Тема: Правила цифровой безопасности и поведения в сети Интернет.
Цель: изучение правил цифровой безопасности, формирование установок на ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.
При проведении классного часа предлагается использовать информационные материалы: презентацию «Безопасность детей в сети Интернет» и план-конспект к презентации; презентацию «Правила общения в чате»; видеофильм «Детям о персональных данных» и памятку «Детям о персональных данных».
Видеофильм «Детям о персональных данных» размещен на Детском правовом сайте (www.mir.pravo.by). В фильме просто и доступно рассказывается детям о том, что такое персональные данные и почему их важно защищать. Продолжительность фильма – 6 минут.
Маршрут поиска информационных материалов: Детский правовой сайт – раздел «Полезная информация» – Детям и подросткам – Защита персональных данных несовершеннолетних – Детям и родителям о персональных данных – фильм «Детям о персональных данных». Ниже размещена памятка «Детям о персональных данных», её можно скачать, затем распечатать и раздать обучающимся в конце классного часа.
Ход занятия
Классный руководитель: Ребята, сегодня у нас пройдет классный час «Правила цифровой безопасности и поведения в сети Интернет». Каждый из вас является пользователем сети Интернет, но не все хорошо знают правила безопасности и поведения в интернете. Почему это важно знать? Об этом мы будем говорить сегодня на классном часу, а также посмотрим видеофильм.
Учитель демонстрирует и комментирует слайды презентации «Безопасность детей в сети Интернет».
И так, ребята, мы подошли с вами к вопросу «Что такое персональные данные и почему их важно защищать?». Кто ответит на этот вопрос? (Ответы учащихся.)
Давайте посмотрим видеофильм.
Демонстрация видеофильма «Детям о персональных данных».
Думаю, после просмотра фильма вам стало понятно, как важно бережно относиться к своим персональным данным и не разглашать персональные данные других лиц. Давайте обобщим полезную информацию, которую вы сегодня получили, и определим для себя четкие правила и обязанности общения в интернете, которым неукоснительно будем следовать.
Учитель демонстрирует и комментирует презентацию «Правила общения в чате», ведет диалог с учащимися.
Учащиеся заинтересованно слушают и запоминают правила. Учитель раздает детям памятки.
Ребята, классный час подходит к концу. Надеюсь, каждый из вас, будет помнить об опасностях, с которыми мы можем столкнуться в сети Интернет и правилах безопасного поведения. Помните об ответственности, которую мы несем, общаясь в социальных сетях. Поделитесь информацией, которую сегодня получили, со своими близкими и друзьями. Берегите себя!
Сентябрь
Тема занятия «Мои права и обязанности» (написана на доске)
Цель занятия – актуализировать у учащихся понятия «права», «обязанности», напомнить о правах и обязанностях в учреждении образования, способствовать формированию правовой культуры, содействовать развитию навыков ответственного поведения.
Ход занятия
Дорогие ребята! Начался новый учебный год, вы повзрослели, стали более ответственными и готовыми постигать новые знания.
Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях в учреждении образования.
Руководство школы сделало все для того, чтобы учеба проходила в комфортных безопасных условиях, чтобы вы ежедневно с радостью шли на занятия.
Прежде чем мы будем говорить о ваших правах и обязанностях, послушайте притчу. Давным-давно на Земле появились люди, они объединились и стали жить в двух государствах: «Можно» и «Нельзя». Эти государства жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать — воруй, хочешь оскорблять человека — пожалуйста, всё можно.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно оскорблять друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам)
Для учащихся в нашей стране тоже изданы «законы».
Основные права и обязанности школьника собраны в документ, который называется Правила внутреннего распорядка для учащихся.
Правила внутреннего распорядка разрабатываются в каждой школе к новому учебному году. Согласно Правилам, все учащиеся имеют одинаковые права и обязанности, несут одинаковую ответственность за нарушение норм поведения в учреждении образования. Правила распространяются на всех учащихся учреждения образования.
Основой этого важного документа является Государственный школьный стандарт свод прав и обязанностей для всех участников образовательного процесса, в том числе и для вас, всех учреждений образования в нашем государстве.
Вы уже знаете, что у каждого ребенка есть права и для того, чтобы уважались твои права, ты должен уважать права других. Так из прав появляются обязанности.
В школе вы проводите много времени на учебных занятиях, посещаете кружки, спортивные секции и другие объединения по интересам.
Давайте поговорим о ваших правах. Какие права у вас есть? (учащиеся отвечают, Дополняют друг друга)
Да, ребята, вы имеете право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;
уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;
отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;
объективную оценку знаний;
обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;
получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.
Как видите, прав много. А теперь давайте поговорим о ваших обязанностях. Кто может сказать, что такое обязанности?
(учащиеся отвечают, дополняют друг друга)
Какие обязанности есть у вас в школе?
(учащиеся отвечают, дополняют друг друга)
Прежде всего Вам необходимо соблюдать требования администрации и педагогических работников. Также Вы должны находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий.
Покидать территорию учреждения образования во время занятий можно только с разрешения классного руководителя или руководства школы (директора, заместителя директора).
Необходимо добросовестно и ответственно относиться к учебе, своевременно и качественно выполнять домашние задания; посещать классные и информационные часы; участвовать в мероприятиях общественно полезного труда.
Решать спорные и конфликтные вопросы необходимо на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости нужно обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, педагогу-психологу и педагогу социальному, директору и заместителям директора.
Учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду.
Учащиеся обязаны уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников школ.
Также Вашей обязанностью является забота о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию.
Необходимо немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации школы) о получении травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда).
Учащийся обязан заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия.
Размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий учащиеся обязаны в специально отведенных местах.
Находясь в школе учащийся должен соблюдать деловой стиль одежды, использовать одежду и обувь для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда.
На уроках учащийся должен иметь необходимые учебные принадлежности; аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам. Необходимо аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока — домашнее задание; еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю; предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования. Находясь в библиотеке нужно соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.
Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:
курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;
приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников; не выполнять требования педагогических работников;
пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;
пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
проводить съемки во время проведения учебных занятий, факультативных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;
разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия; употреблять во время учебных занятий пищу и напитки; пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) руководством школы.
А теперь обратим внимание на то, что учащийся в школе должен иметь соответствующий внешний вид. Основной стандарт одежды для всех учащихся учебный деловой стиль, которого необходимо придерживаться при посещении учебных занятий в школе. Одежда делового стиля, как правило, включает большой выбор элементов, которые можно комбинировать (пиджак, жилет, рубашка, юбка, брюки, сарафан, блуза, платье, галстук и др.), а также может включать галстук (значок, эмблему, шеврон) с логотипом учреждения образования. В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет .
При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
верхняя одежда и головные уборы; обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает руководство школы.
Основную часть времени Вашего нахождения в школе, ребята, составляют учебные занятия по разнообразным учебным предметам, а также классные и информационные часы. Они проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным директором школы, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
Если Вы не выполнили домашнее задание по какой-либо причине, то в начале урока нужно сообщить об этом учителю.
Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся: занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем; готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности; ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
Напоминаем, что при входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия. Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину своего опоздания.
Во время урока учащиеся должны внимательно слушать объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места. При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя. О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку. Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
Обращаем внимание, что во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем.
Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным. В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учащийся удаляется с урока.
Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя. Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму. По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме. В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий. Уважительной причиной считается:
болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская справка);
экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
пропуск занятий по договоренности с руководством (по письменному заявлению законных представителей);
участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях.
Важной и неотъемлемой частью школьной жизни является перемена. Она важна для здоровья и отдыха учащихся, а также для активного общения. Перемена предназначена:
для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки;
приема пищи;
проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса; подготовки к уроку.
Во время перемены при движении по коридорам, лестницам, проходам, учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
Во время перерывов учащимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством.
Кроме учебных кабинетов в любой школе обязательно имеются такие места массового пребывания учащихся как столовая, спортивный зал, санитарные комнаты и гардероб находясь в которых учащиеся также обязаны соблюдать определенные правила.
В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.
Обращаем внимание на соблюдение учащимися правила гигиены: входить в помещение столовой без верхней одежды, мыть руки перед едой.
Учащиеся в буфете обслуживаются в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд. Употреблять блюда, напитки, продукты питания, приобретенные в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания. Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.
Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы. Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви. Учащимся запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника. Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены. Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности. В случае обнаружения пропажи одежды или обуви необходимо сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору. Не нужно оставлять в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) и иные ценные вещи. В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей их нужно передать вахтеру или дежурному учителю.
Кроме учебного занятия в Вашей школе проводится ряд интересных и познавательных мероприятий, которые позволяют развивать Ваши интересы и делают школьную жизнь более яркой и насыщенной. Опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время учащимся не разрешается.
Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.
Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования. Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно. Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
Также учащиеся должны во внеурочное время заниматься общественно полезным трудом.
Ребята, Вам должно быть известно, что в нашем обществе человек, который соблюдает общепринятые правила и нормы поведения, получает разнообразные виды поощрения. Такое поощрение за соблюдения правил есть и в нашей школе. Для поощрения учащихся могут применяться следующие меры: объявление благодарности; награждение грамотой; награждение ценным подарком; занесение на доску Почета школы; написание листа благодарности вашим родителям.
Однако, если Вы нарушаете правила школьной жизни к Вам будут применятся различные меры наказания. За совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение Устава школы и Правил внутреннего распорядка) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания: замечание и выговор.
За нарушения Правил внутреннего распорядка с учащимся может быть организовано профилактическое сопровождение: дополнительно будут работать педагоги-психологи, педагоги социальные, классный руководитель и руководство школы.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору школы. Обязательно сведения о применении меры дисциплинарного взыскания доводятся до ваших родителей.
Ребята, не зная своих прав вы можете делать то, чего делать не должны или лишиться того, на что имеете право. Поэтому обязательно надо знать свои права и очень важно — уметь ими пользоваться.
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
разгарнуць » / « згарнуць