Рекомендации для законных представителей
по развитию речевой активности детей
с особенностями психофизического развития
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.
Рекомендации родителям:
1. Начинать занятие с ребенком следует в позитивном состоянии. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Расположитесь на диване, на ковре, совсем не обязательно сидеть за столом. Не владея речью, дети считывают по вашей позе, мимике, ваше настроение. И, если вы болеете, заняты и у вас нет желания заниматься, не занимайтесь.
2. Обращать внимание надо на то, что получается хорошо, а не на то, что не получается.
3. Обязательно хвалите ребенка и себя за все успехи. Похвала ободряет ребенка, вселяет в него чувство уверенности, желание продолжать занятие.
4. Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с более простого задания, постепенно увеличивая сложность. Это позволит вам быстро идти к цели и всегда оставаться в позитивном настроении.
5. Заканчивайте занятие тогда, когда вам хотелось бы еще продолжить заниматься. В этом случае у ребенка остается желание заниматься в следующий раз.
6. Занимайтесь с ребенком каждый день. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 20 минут.
7. Занятия можно проводить в игровой форме. Вы можете проводить обучение весь день, играя, объясняя и рассказывая.
8. Лучшее время для занятий – утром после завтрака и во второй половине дня после сна.
9. Отложите занятие, если ребенок болен.
10. Как только вы увидите результат, переходите на другую ступень обучения. Получился звук «М», переходите к другому звуку, например, «П» параллельно продолжая отработку звука «М». Запомнил ребенок слова по теме «Животные», переходите к другой теме, например «Продукты».
11. Пользуйтесь наглядным материалом. Детям легче воспринимать слова с изображением. При изучении темы «Овощи» покажите свежие овощи. При изучении животных сходите с ребенком в зоопарк.
12. Приобретенные навыки ребенка используйте на практике. Ободряйте его, подсказывайте, поддерживайте.
13. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит выражение вашего лица, глаз, движения губ. Иногда во время занятии дети наклонялись и заглядывали в рот к родителям, кто-то пытался схватить рукой язык. Наблюдая за вами, ребенок запоминает все ваши движения. И потом воспроизводит их. Сначала он молча смотрит, потом его губы начнут непроизвольно подергиваться, он открывает рот и беззвучно произносит какой –то звук за вами, и это уже успех.
14. В конце занятия направьте фокус внимания на то, чему научился ваш ребенок. Очень часто родители при достижении цели обращают внимание на то, что было не так, что еще не получилось.
15. Заведите тетрадь, каждый день записывайте результаты занятий. Вам будет легче составить план следующего занятия, учитывая трудности и успехи. Вы будете видеть, как продвигаются ваши занятия, что усвоил ребенок, и за какой период времени это произошло.
В семье для ребенка с особенностями психофизического развития необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от занятий с родителями, от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки слова, интересно рассказывать.
разгарнуць » / « згарнуць